Вторая половина ХХ века наполнила мир новыми открытиями и технологиями. Время оказалось весьма плодотворным, и именно в этот период зародилось крайне непонятное и необычное движение Растафарианство. Здесь к Богу обращаются Джа, и о юной религии в мире сложились определенные стереотипы.
Черный Бог по имени Джа
Юной африканской религии нет еще и века, но корни Растафарианства уходят в глубокое прошлое. Учение Раста построено на прочном фундаменте – ветхозаветной Библии. У Бога из Ветхого Завета множество множеств имен, и одно из них Jahve, Яхве, а сокращенно Jah, Джа. В англоязычном каноническом переводе Святого Писания, в Библии короля Якова, выпуска 1611 года, именем Джа Бог называется свыше 50 раз. Следовательно, задолго до начала движения Раста, это божественное имя было в обиходе у верующих.
В основу учения юной религии лег самый позитивный, наполненный здравием и радостью псалом. Дословно 68-й псалом звучит, как: пойте Богу, воспевайте и превозносите имя Его, радуйтесь пред лицом Его, ибо имя Его Джа.
Жестокое карающее иудейское божество в религиозной интерпретации Раста переформатировалось в дружественного любящего Джа. В учении растафарианский Господь понимающе относится к проявлениям любых человеческих слабостей, и всегда Его помощь своевременна. С особым почитанием Раста относятся и к Иисусу Христу, самому первому воплощению их Бога по имени Джа в образе человека. Африканцы считают, что эфиопский император Хайле Селассие стал последним земным воплощением Джа на сегодняшнее время. Время правления императора Эфиопии, как раз приходится на вторую половину прошлого века. До сих пор еще живы те, которые считают, что общались с мессией.
Как появилось растаманское приветствие
До коронации последнего будущего императора Эфиопии звали Рас Тэфери Мэконнын. Молодой человек принадлежал к высшей касте, и носил титул Рас (принц). Его семья происходила из древней династии, корни которой уходят к потомкам легендарного иудейского царя Соломона. Имя принца Тефери переводится, как грозный.
Для эфиопцев этот человек стал живым воплощением Бога. И не только потому, что правителю Эфиопии принадлежит создание Организации африканского единства или успешная борьба за права африканцев. Африканская культура пребывала в стойком убеждении, что анонсированная Библией Миссия – это чернокожий выходец из Африки.
Принц Тэфери стал именно таким человеком, и восклицание Джа Растафарай – имя любимого народом принца. Раста считали и считают американо-европейскую культуру настолько бездуховной, насколько невозможной, чтобы пришел Миссия в облике белого человека. Кстати, на африканских иконах Дева Мария, Иисус Христос и пророки изображены чернокожими.
Дары бога Джа
В растафарианской культуре образ Бога воспринимается не только в человеческом облике. Для растаманов вся природа наполнена божественным началом. Человеческая индивидуальность и естественность поведения такое же явление божественности, как получение духовных даров и демонстрация чудес. Все нам даровано свыше, утверждают приверженцы религии раста.
Растаман даже визуально отличается от профессионального карьериста яппи в деловом, застегнутом наглухо на все пуговицы костюме или от человека-автомата с приклеенной улыбкой, эдакого человка-машины. Также не следует путать движение раста с субкультурой хиппи, кстати, также зародившейся в 60-х годах прошлого века. У этих субкультур разные основы верования.
В отличие от прочих субкультур растафарианству свойственна непосредственность в отношениях, спонтанность действий, живость мышления. Растаманы выражают свой внутренний мир и отношение к Богу через регги – медитативную музыку. Их танцы и ремесла посвящены Джа. Что касается курения каннабиса, а не низкосортной конопли, то раста видят в этом быстрый путь к общению со своим Богом по имени Джа.
Ведь все мы дети божьи!)